Translate

вторник, 14 апреля 2015 г.

http://www.liveinternet.ru/users/zapolara/post359336611/

ХОРОША ПАСКА, ЕСЛИ ЕСТЬ КОЛБАСКА
Первым и неотъемлемым атрибутом Великодня является пышный пасхальный кулич. Его начинали выпекать в пасхальную среду. Рецепты передавались от бабушки к внучке и тщательно оберегались от чужих. Процесс выпекания Пасхального кулича сопровождался различными ритуальными действиями: особой заготовкой дров, очисткой пекной дежи (кадушки) и замесом теста, разжиганием печи «живым огнем», добытым путем трения сухого дерева или высеканием искр кремниевыми камешками, которые сберегались за иконами в красном углу. Иногда перед тем, как замешивать тесто, хозяйка жгла в корыте перья, чтобы тесто было легким. Приступая к приготовлению паски, хозяйки специально умывались, надевали праздничную одежду, произносили молитву и крестились. Старики говорили, что если что-то не удалось, значит, «она либо не умылась, либо не перекрестилась».

2827567_IMG_9408 (493x603, 145Kb)
В праздничные дни существовала традиция покупать новые формы для куличей – для себя и на подарок. Формы были глиняные, а потому новые перед использованием необходимо было обязательно вымочить водой минимум сутки, иначе при выпечке, под воздействием температуры форма «вытянет» влагу из теста и кулич удастся сухой. Тесто месили на воде или на молоке, редко добавляли яйца. Приправой была гвоздика, растолченные лавровые горошки, иногда имбирь, который придавал тесту желтый цвет.

С пасхальным пекли и калач, который после посвящения завязывали в мешок с зерном для посева, - чтобы был лучший урожай. А еще пекли «выхопник» - маленький хлебец, по которому определяли, испекся ли кулич. Поскольку в жизни украинцев  скотинка (худоба) занимала одно из важнейших мест, то обязательно пекли и так называемую "худобийну паску", в которую добавляли мед, мертвых пчел, символизирующих жертвование погибших насекомых и просьбы Богу больше их не терять.  После посвящения ее сушили, терли на муку, мешали с солью и давали животным, когда они болели. В этот день пытались никому не давать в долг, строго запрещалось влезать на печь. Пока куличи (паски) находились в печи, хозяйка не должна была садиться. Во время выпекания мужчин отправляли из дома смотреть, чтобы никто чужой не попал в дом, потому что мог сглазить.
Когда куличи были усажены в печь, хозяйка вымытыми руками касалась каждого ребенка, говоря: «Абис такой величественный, как хлеб пшеничный», а прикасаясь к девочке: «Абис такая величественная, как пасха пшеничная». Наблюдая за процессом, гадали о благосостоянии семьи в будущем. В это время женщины перевязывали нитками ножницы, клали их в постель, приговаривая, что завязывают сердце мужу. Это должно было способствовать любви и согласию между супругами. Пекли несколько маленьких и большую паску, предназначенную к освящению в церкви.  Она была настолько большая, что хозяин нес ее, завернутую в скатерть, на плече или на лошади, а хозяйка несла яйца, хрен, сыр, сало, чеснок, соль, полынь...
В народном воображении освященные на Пасху блюда и предметы наделялись особыми магическими свойствами, что становилось причиной их частого использования в течение всего года. Кулич берегли, сушили, хранили и в самую тяжелую жизненную минуту давали его кусочек на здоровье, на силу, на веру. Особые магические свойства приписывались всему, что осталось после первой пасхальной трапезы. В посуде с пасхального стола объедки и кости выносили домашним животным или закапывали в огороде и на поле. Даже рушник, которым накрывали кулич, накидывали на плечи, выходя из дома, когда начинался град, считалось, что это убережет людей от стихии. Чтобы отвлечь бурю (тучу), крошки пасхального кулича бросали на угли или на грядки, мотивируя это так: «В печи град никогда не выпадает, так пусть и на дворе града не будет». Во время бури зажигали свечу, которую святили вместе с куличем на Пасху.
2827567_IMG_9401 (525x700, 173Kb)
Какими бы странными ни казались нам некоторые пасхальные обряды и поверья, все они основывались на глубокой народной вере в то, что в дни, когда празднуется воскресение Христа, многое приобретает сакральные свойства и способно оказывать людям помощь в их нелегкой повседневной жизни. Добра паска, як є ковбаска. Пусть этот величественны праздник наполнит сердце светлыми чувствами надежды и любви,дарит счастье и добро.  Христос Воскрес!

Комментариев нет:

Отправить комментарий